На данный момент одним из государственных приоритетов России является всесторонняя модернизация на основе демократических ценностей и институтов. И политическая инфраструктура представляет собой один из факторов, задающих коридор возможностей для её реализации, так как именно в её рамках вырабатываются и принимаются ключевые решения относительно модернизационных вопросов. Иными словами, органами государственной власти при влиянии, оказываемом со стороны различных групп интересов (к примеру, общественных организаций, бизнеса, экспертного сообщества и пр.) с помощью формальных и неформальных инструментов коммуникации, принимаются политические решения, учитывающие мнения различных сегментов общества в той степени, в которой они имеют рычаги влияния на этот процесс. То есть от конфигурации политической инфраструктуры зависит, то насколько полно будет учитываться мнение общества при реализации модернизационных задач.
Отметим, что произошедшее укрепление властной вертикали задаёт мобилизационную модель осуществления модернизации, основанную на бюрократической централизации. В такую модель, как правило, не интегрированы механизмы саморазвития и саморегуляции, то есть механизмы преодоления противоречий и недостатков развития системы усилиями самих участников. Иначе говоря, обновление различных систем государства как правило инициируется сверху, а не снизу, что создаёт опасность несоответствия транслируемых властью инициатив потребностям населения. То есть в мобилизационную модель имплицитно заложен конфликт государства и общества, проистекающий из противоречия между их интересами, вызванного слабой работой механизмов обратной связи. Такое положение дел диктует необходимость совершенствования существующей политической инфраструктуры, с тем, чтобы она, с одной стороны, обеспечивала осуществление модернизационного процесса, а с другой — гарантировала его общественное обсуждение, так как именно оно в качестве механизма артикуляции и агрегации интересов различных сегментов общества может сделать модернизацию адекватной запросам населения.
С одной стороны, совершенствование политической инфраструктуры связано с устранением её дисфункций и институциональных дефицитов, то есть несоответствия между формально принятыми нормами и фактически действующими правилами. С другой стороны, существенный потенциал для повышения качества работы политической инфраструктуры заложен в совершенствовании навыков её корректного использования гражданами, которые зачастую не знают «правил игры» и фактических сфер компетенции её организаций. Некорректное использование объектов политической инфраструктуры приводит к сбоям в процессе получения и предоставления государственных услуг и является причиной того, что мнения групп интересов плохо учитываются при принятии политических решений.
Политическая инфраструктура представляет собой совокупность организаций, являющихся субъектами выработки и принятия политических решений, а также формальных и неформальных «правил игры», по которым эти решения принимаются. Под формальными и неформальными «правилами игры» подразумеваются система действующих в стране нормативно-правовых актов и незафиксированных законодательно, но de facto существующих практик, обусловленных обычаями, традициями и кодексами поведения. Роль «правил игры» заключается в снижении неопределённости посредством создания устойчивых ограничительных рамок для взаимодействия между людьми в социальной, политической и экономической сферах. Одной из основных функций политической инфраструктуры является обслуживание интересов граждан и обеспечение коммуникации между обществом и государством. Правильно выстроенная коммуникация способствует вовлечению в процесс выработки и принятия политических решений максимального количества различных групп интересов, что в итоге приводит к формированию гармоничной и сбалансированной государственной политики, основой которой является широкий общественный консенсус. При этом необходимо, чтобы при выстраивании этой коммуникации между формальными и неформальными практиками соблюдался баланс, в рамках которого неформальные практики не приводили бы к нарушениям и злоупотреблениям внутри политической инфраструктуры и не оказывали бы негативное воздействие на осуществление организациями законодательно закреплённых за ними функций. Это обусловлено тем, что злоупотребление неформальными практиками приводит к разрастанию теневого сектора, в рамках которого не гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина.